Фильм о нашем храме

 

Мы продолжаем наше путешествие по южным районам Москвы, многие из них совсем недавно вошли в черту города. Сегодня мы находимся в Орехово-Борисове около храма в честь Святой и Живоначальной Троицы, построенном в XIX веке. Об этой церкви и об деревне Борисово рассказ в нашей сегодняшней программе.

Каменный храм в честь Святой и Живоначальной Троицы в селе Борисове был построен в конце XIX века, в 1888 году. На том месте в течение нескольких веков стоял деревянный храм, он несколько раз горел, его отстраивали заново. Но строительство каменной церкви связано с именем ее настоятеля – отца Николая Смирнова. Он прослужил в этом приходе 35 лет. После его смерти «Московские Церковные Ведомости» писали об истории строительства этого храма. Когда отец Николай был назначен настоятелем, в 1859 году, храм был маленький, ветхий, деревянный, народу было немного, доход не превышал 100 рублей в год, тем не менее священник решил, что наступило время строительства нового храма. Он брал котомку, шел в Москву, обходил многочисленных жертвователей, стоял на московских базарах, молился в монастырях и храмах, и Господь посылал и деньги, и людей, которые привозили материалы. Его усилиями новый каменный храм был построен.

Священник Михаил Рязанцев, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Борисове.

– Первое упоминание относится к 1610 году, где уже сказано о том, что здесь был храм и когда он был раньше, сказать сложно сейчас, потому что уже в 1610 году говорится о деревянном храме и о том, что он уже существовал и жил церковной жизнью. Вообще Борисово, как мы все знаем, возникло как вотчина Бориса Годунова, который сооружал каскад прудов и по берегам этих прудов, соответственно, поселения образовывались. И если храм в Царицыно являлся храмом для высшего сословия, то это храм был храмом для челяди.

Отец Николай Смирнов был похоронен в крипте созданного им храма. А новый настоятель, отец Василий Богоявленский, староста Немов расширили церковь: было пристроено два предела в честь Святителя Николая и иконы Божьей Матери «Утоли мои печали», проведено новое отопление. В 1902 году пределы освятили, а в 1917 году для этого храма наступили непростые времена.

Священник Михаил Рязанцев, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Борисове.

– В советское время здесь, как и во многих храмах, здесь был склад, то есть храм был разрушен, поруган, зерно здесь хранили.

Один из исследователей русской старины был здесь в 1960 году, он оставил воспоминание о том, что этот храм стоял без окон, без крыши, с двери был сорван замок, а место упокоения храмоздателя было осквернено и использовалась как свалка. В таком виде храм передали Русской Православной Церкви в 1990 году. И началось его восстановление.

Священник Михаил Рязанцев, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Борисове.

­ – В 91-ом году был уже протоиерей Александр Максимов, который скончался, к сожалению, в раннем достаточно возрасте. Он начинал реставрировать храм, поднимать его. Можно сказать, приходская жизнь она именно в 91-92 гг. здесь началась уже.

Во второй половине XX века село Борисово вошло в городское муниципальное образование Орехово-Борисово. Село на этих местах существовало издавна. Придание говорит, что оно связано с именем всесильного вельможи конца XVI века Бориса Годунова. Борис Годунов вышел победителем, за это его шурин, царь Федор Иоаннович, наградил его несколькими подмосковными вотчинами, в числе их было село Овражки. Позже, в 1598 году, когда Борис Годунов вошел на московский престол, оно было переименовано в Борисово. Об этой версии косвенно говорят названия трех прудов, впадающих в Москву-реку. Верхний – Царицынский, Шипиловский и Борисовский. Кстати, по имени Борисовского пруда в 1964 году было дано название улице Борисовские пруды. В Смутное время село Борисово и его окрестности стали ареной жестоких сражений между войском боярского царя Василия Шуйского и отрядами Ивана Болотникова. Село было полностью сожжено и на некоторое время превратилось в пустошь, его начали  восстанавливать лишь при первом царе из рода Романовых – Михаиле Федоровиче. Сюда переселили крестьян из царского села Коломенского. Хозяйство возрождалось с трудом, и на долгое время Борисово стало приселком к Коломенскому. По документам 1646 года здесь значится церковь Святой Троицы, поповский двор и 36 крестьянских дворов.

В 1704 году здесь разбили государевы яблоневые сады, тогда же начинает возрождаться прудовое хозяйство. Были специальные подключники, они ловили в пруду рыбу для царского стола – щук, карасей, лещей, а два сторожа пресекали случали браконьерства. Это хозяйство просуществовало больше чем 150 лет. По ревизским сказках 1816 года здесь еще значится 13 прудовых сторожей. После отмены крепостного права крестьяне села Борисово получили всю землю, которую они использовали. На каждую крестьянскую душу пришлось полторы десятины земли. Но земля отдавалась не бесплатно – с нее необходимо было заплатить выкуп. Дали рассрочку 51 год, ежегодно вносилось три с лишним рубля, кроме того налогов собиралось семь рублей – сумма немаленькая, необходимы были дополнительные доходы, способов было не так уж много. Один из них был повышение сельскохозяйственной выгоды от использования земли, то есть выращивание других культур. Одно время особой популярностью пользовалась капуста, ее выращивали здесь, в Борисове. Кроме этого в зимнее время были развиты различные промыслы. Изготавливались гильзы для папирос, наматывалась нитка на катушку, а также были мастерские по производству канители, их было 9, в них было 77 рабочих. Кроме того в каждом доме были небольшие станки и в случае необходимости каждый мог тянуть тонкую проволоку.

В селе Борисове была большая старообрядческая община. Не всегда отношения между православными и старообрядцами были безоблачными, в частности, когда отец Николай Смирнов начал строить новый теплый храм, то часть деревни, которая придерживалась старых обрядов, противилась этом строительству. Поэтому храм возвели на усадебном участке земли около священнического дома, вот почему храм, как это водится в деревне, был не на возвышенности, а наоборот в низине. Тем не менее отец Николай не только построил храм, но и открыл народное училище, организовал библиотеку. Позже отношения между православными и старообрядцами изменились, поскольку старообрядцы тоже построили молитвенный дом, который был освящен в 1912 году. Увы, после революции оба храма этого села были закрыты.

В начале XX века вновь происходит изменение в наборе сельскохозяйственный культур, которые выращивают в Борисове, большая часть земли отводится под клубнику. Одно время Борисово самой большой поставщик этой ягоды в Москву, село богатеет, здесь открывается трактир, магазины, овощные лавки. Кроме земского училища, церковно-приходская школа, богадельня, 90% мужского населения было грамотным. В 1926 году здесь насчитывается 1 500 жителей. Сказывает то, что значительная их часть – старообрядцы, поэтому колхоз был образован только в 30-х гг. прошлого века, он был небольшим. Потом создали более крупное хозяйство. Это хозяйство получило имя Ленина, им руководил герой социалистического труда Захаров, который много сделал для этих мест. В 60-х гг. прошлого столетия земли этого колхоза постепенно входят в состав Москвы. Окончательно хозяйство было упразднено в 1978 году. И сейчас о прежних временах ничего не напоминает, только храм в честь Святой Троицы, который стоит здесь уже многие столетия.

Священник Михаил Рязанцев, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Борисове.

– Отец Виктор, наш настоятель, старается делать на века. Он говорит, что цель сделать не  просто абы-как, а цель – сделать так, чтобы ни самим не было стыдно, ни дисгармонии никакой не было у храма. Много еще предстоит сделать, потому что есть такая особенность – стены храмовые всегда влажные, потому что нельзя сказать, что храм на высоте стоит. Пруды тут, низина, поэтому из-за этой влажности очень сложно подобрать краску, уже пытались расписывать храм. И пришлось заново все промывать.

Первое богослужение в храме после возвращения его Русской православной церкви произошло 14 сентября 1991 года. Тогда состоялась его малое освящение. Один из пределов храма посвящен иконе Божией Матери «Утоли мои печали». Иконография у нее не совсем обычная. Божья матерь держит на коленях предвечного младенца, тот же держит в руках свиток, на котором начертаны следующие слова: «Суд праведный судите милости и щедроты творите каждый ближнему своему. Вдовицу и сироту, и убогу не насильствовать, и злобу на брата своего не держи в сердце своем». Божия Матерь склоняет голову вправо в знак того, что она слышит моление всех обращающихся к ней. Эту икону в Москву принесли казаки, для которой был построен особый храм Святителя Николая в Пупышах, но со временем из-за частых пожаров и Смутного времени, когда эту икону стали укрывать и хранить, о ней, как ни странно, постепенно забыли. Вновь прославилась она во второй половине XVIII века. От иконы «Утоли мои печали» получило исцеление больная женщина. Она жила далеко от Москвы, была тяжело больна, у нее были парализованы ноги, врачи не могли ей оказать помощь, она лежала, молилась, готовилась предстать перед Вечным Судией, однако во сне ей явилась икона, с этой иконы Богородица сказала: «Вели везти себя в Москву, там в храме Святителя Николая есть моя икона. Помолись перед ней». Несмотря на то, что путешествие было и сложное, и трудное, больная уговорила мужа везти ее в столицу. Так в храме Святителя Николая в Пупышах она осмотрела все иконы, но той, которая явилась ей во сне, не было. Священник начал приносить различные иконы, которые использовались только по праздникам, и среди них не было этого образа Пресвятой Богородицы, и наконец, с колокольни принесли образы, которые почти никогда оттуда не доставали. Среди них оказалась икона «Утоли мои печали». Увидев ее, больная воскликнула: «Она! Она!», встала и пошла на своих ногах. После этого был отслужен молебен перед иконой. И с этого времени началось ее особого почитания в Москве. День первого чуда пришелся на 25 января 1760 года. В этот день всегда празднуется память иконы «Утоли мои печали». Позже велись списки чудес, которые произошли от этого образа Пресвятой Богородицы. Особенно много их было во время эпидемии чумы 1771 года. К сожалению, во время пожара в храме Святителя Николая в Пупышах эти документы были уничтожены. Постепенно с иконы было снято несколько списков. Один из них был размещен в храме Святых апостолов Петра и Павла в Басманной слободе, другой – в храме Святого Иоанна Крестителя на Покровке, третий – в храме Святителя Тихона Амафунтского у Арбатских ворот, четвертый – в храме Преподобного Сергия, что на Рогожке. К сожалению, в годы богоборства большинство из них было утеряно, но один чудотворный образ сохранился. Сейчас он находится в храме Святителя Николая в бывшей Кузнечной слободе.

Священник Михаил Рязанцев, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Борисове.

– Для меня прежде всего главное, чтобы не создалось ощущения ни у меня, ни у людей, приходящих конвейера, когда человек какой бы ни был день и сколько бы человек не было в храме, один или тысяча человек в храме, чтобы каждый мог получить что-то свое и понять, что храм работает не по принципу обслуживания, как в магазине, а храм – это нечто большее, где действительно ощущается беседа с Богом, где воспринимается благодать и где каждый человек может получить эту благодать. И священник не просто служитель храма, но  тот человек, который может в этом помочь.